Поставление Даниила на суздальскую кафедру

Поставление Даниила на суздальскую кафедру влекло за собой сокращение митрополичьих владений и было, no- видимому, следствием давления со стороны амбициозного суздальского князя Александра Васильевича, пожелавшего восстановить прежнюю Владимирскую епархию, но с центром в Суздале. (Это стремление Александра Васильевича к переносу духовного центра из Владимира в Суздаль проявилось и в известной истории о вывозе им из Владимира в Суздаль соборного колокола.)

В 1330 г. Соборное воскресенье было 25 февраля. Вероятно, именно к этому дню и были приглашены в Кострому иерархи: СофониЙ Сарайский, Антоний Ростовский, Григорий Рязанский и нареченный суздальский владыка Даниил. Несколько дней заняло рассмотрение территориального спора рязанского и сарайского епископов о Червленом Яре. Наконец, покончив с этим, иерархи 2 марта совершили хиротонию суздальского владыки Даниила. После этого сарайский и рязанский владыки были отпущены по своим епархиям, а Даниил Суздальский и Антоний Ростовский вместе с митрополитом отправились в Тверь, где не позднее конца марта 1330 г. состоялась хиротония нового тверского владыки Феодора0®. Вероятно там же, в Твери, митрополит встретил Пасху, которая в 1330 г. приходилась на 8 апреля.

После костромского собора митрополит Феогност на некоторое время исчезает из поля зрения летописцев- О его передвижениях можно догадываться по косвенным данным. Так, известно, что в конце марта 1331 г. в Новгород прибыли Послы «от митрополита из Велыньскои земли», позвавшие нареченного новгородского владыку Василия Калику к святителю на Волынь &ля хиротонии107. Летопись не сообщает точной даты избрания Василия Калики в качестве кандидата на новгородскую кафедру. Известно лишь, что он принял монашеский постриг и тем самым дал свое согласие на эту роль «месяца генваря»108. Прежнее, мирское имя Григорий заменило новое, монашеское, имя — Василий.

После этого не медля — ибо дело и так сильно затянулось — новгородцы послали известие о своем выборе митрополиту Феогносту, находившемуся тогда на Волыни. Через месЯЦ — полтора новгородские посланцы прибыли к святителю. Он также, не затягивая дело, отправил своих послов («Федорко и Семенко) в Новгород с приглашением нареченному владыке явиться для хиротоний на Волынь. Митрополичьи послы явились в Новгород <на Страстной недели», то есть между 25 и 30 марта 1331 г. Василий Калика и сопровождавшие его новгородские бояре собирались в путь целых три месяца.

Comments are closed