Похвала князю Владимиру

Похвала князю Владимиру сплетается с похвалой его сыну и наследнику Ярославу Мудрому. Оба они — строители Храма, подобно библейским царям Давиду и Соломону. Этот Храм — -«святая цьркы святые Богородици Марие». Десятинная церковь в Киеве — детище Владимира. Ярослав, продолжая храмоздательство, строит -«дом Божий великыи святыи Его Премудрости» — Софийский собор.

Легко заметить, что все эти мотивы в том или ином виде воспроизведены и в похвале Ивану Калите. В этом литературном заимствовании скрывается важная политическая идея: Москва — историческая преемница Киева, наследница его духовных традиций. Данные параллели свидетельствуют и о том, что уже современники видели в князе Иване «царя последних времен», строителя Храма, создателя нового государственного образования. Во всяком случае таким его представляли придворные книжники, хорошо знавшие сокровенные чаяния своего господина.

Разумеется, автор похвалы знал, что титул «царь» применялся русскими книжниками в виде комплимента и к киевским великим князьям — Ярославу Мудрому и Владимиру Святому. Однако в те времена Русь была единой, сильной и свободной страной. Иван Калита стал первым «царем» иных, «последних времен». И правил он в иной, опустевшей земле. Именно эту мысль об особой роли Калиты как первого «царя» порабощенной татарами, рассыпавшейся на уделы Русской земли и обозначил двумя яркими и точными образами («в последнее время в апустевшии земли на запад») автор похвалы Ивану Калите. Обоснованию особой, провиденциальной роли князя Ивана должна была послужить и ссылка на пророка Иезекииля.

Следующая смысловая часть похвалы вновь возвращает читателя в мир ветхозаветных аллюзий: «О сем бо пес.нословец глаголеть: «Постави, Господи, законодаеца над ними, да разумеють языки, яко человеци суть. То же рек: <Боже, суд цесареви дай же правду сыновы Писареву.

Первая цитата из «Песнословца» (то есть царя Давида, создателя Псалтири) представляет собой фрагмент 9го псалма: «Постави, Господи, законоположителя над нами, да разумеют яэыци, яко человецы суть». (В русском тексте: «Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они».)

Comments are closed