Предположение А. А. Шахматова

Развивая предположение А. А. Шахматова о московском летописном Своде 1354-1362 гг., Л. Л. Муравьева уточняет его хронологию как 1354-1359 гг. и отмечает общерусский кругозор и церковно-государственный колорит этого памятника. Г. М. Прохоров высказал предположение о московском Своде 1375 г., который но

сил имя «Летописца великого Русского» и был положен в основу Свода 1389-1392 гг.

Среди летописных памятников XIV в., содержащих информацию о деятельности первых Даниловичей, важное место занимает «Летописец великий Русский», о котором упоминает Троицкая летопись под 1392 г. Согласно М. Д. Приселкову, это был общерусский Свод 1305 г., дополненный московскими известиями и отредактированный после кончины великого князя Дмитрия ИвановичаIS, Этот памятник, подводивший итог княжения Дмитрия Донского, был положен в основу общерусского Свода 1408 г., близкой по времени копией (а может быть, и оригиналом) которого была Троицкая летопись. Обширные выписки из Троицкой летописи сохранились в примечаниях к «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. Оригинал древней пергаменной летописи, которым пользовался Карамзин, погиб при пожаре Москвы в 1812 г. На основе косвенных данных (параллельных текстов других летописей, выписок Карамзина) текст Троицкой летописи был реконструирован М. Д. Приселковым.

Свод 1408 г. обычно связывают с именем жившего в Москве митрополита Киевского и всея Руси Киприана. Однако среди исследователей существуют и весьма значительные разногласия по поводу идейной направленности и возможного заказчика этого памятника.

ИЗза утраты оригинала Троицкой летописи текст этого важнейшего для изучения истории Москвы XIV в. памятника приходится прослеживать по двум уцелевшим летописям, лучше прочих передающим текст Свода 1408 г. Одна из них – Симеоновская летопись. Это дошедший до нас в списке XVI в. московски памятник конца XV в. А. А. Шах-матов, первым обративший внимание на Симеоновскую летопись, установил высокую степень близости ее текста от начала (1177) до 1390 г. с текстом Троицкой (насколько он был известен по выпискам Карамзина и Лаврентьевской Летописи). Предполагают, что Симеоновская летопись стала продуктом второго этапа переработки Свода 1408 г., тогда как первая переработка этого памятник представлена Рогожским летописцем. Наряду с Симеоновской летописью это основной источник для изучения политики московских князей в первой половине XIV в.

Comments are closed