Причина увязки переходящего праздника

Причина увязки переходящего праздника с этим днем состоит либо в том, что в год написания данного месяцеслова первое воскресенье после дня св. Евфимии приходилось именно на 16 июля (так было в 1340 г., когда писалось Сийское Евангелие), либо в том, что переписчик механически перенес дату из более раннего месяцеслова, который служил ему образцом.

В 1307 г. первое воскресенье после дня св. Евфимии — 16 июля. Однако отсюда еще не следут, что именно в этот день Михаил Тверской взошел на новгородское княжение. Это могло произойти и в день памяти святых отцов IV Вселенского собора в 1306 г. (17 июля), а в день их памяти в 1308 г. (14 июля).

Таким образом, определение точной даты интронизации Михаила Ярославича в Новгороде с помощью месяцеслова не представляется возможным. Остается либо признать суждение Н. Г. Бережкова о том, что известия 6816 г. даны в Н1Л по мартовскому счету и, следовательно, сообщение об интронизации относится к лету 1308 г.93, либо согласиться с более убедительными, на наш взгляд, аргументами В. Л. Янина, относящего это событие к 1307 г.

Весьма примечателен день, избранный Михаилом Тверским для своей интронизации. Вполне понятно, что эту торжественную церемонию, которую совершал сам новгородский владыка, назначали на воскресенье. Так поступали все князья, занимавшие новгородский стол.

Однако выбор воскресенья — дня памяти отцов IV Вселенского собора — едва ли случаен. Этот собор известен в истории церкви прежде всего осуждением монофизитекой ереси8. Тема борьбы с ересями была весьма актуальна и для новгородского владыки в начале XIV в. По уникальному известию В. Н. Татищева, помещенному в его «Истории» под 1313 г., и Новгороде проповедовал тогда свое учение некий «еретик Вавила». Занимая довольно высокий пост в иерархии («протопоп новгородский»), Вавила имел много слушателей и сторонников. Одним из главных объектов его обличений было монашество (девятый ангельский монашеский чин ругах у безбожным и учением бесовским имяноваху»).

Трудно, конечно, судить об этой ереси на основании одного только скудного татищевского сообщения. Однако известно, что именно монофизитство, осужденное в Халкидоне, питало своими идеями многие еретические движения Средневековья.

Comments are closed