Пример библейского царя

Только по окончании всех этих дел —  вероятно, в тот же самыЗ день 5 марта — князь Иван мог передать власть сыну и уйти в монастырь. Пример библейского царя Давида, еще при жизни торжественно передавшего престол своему сыну Соломону, несомненно, был путеводным для Калиты.

Монашеское имя Ивана Калиты (как позднее и его старшего сына Семена), no-видимому, предопределил святой, память которого праздновалась в день рождения князя. С именем Анании он пришел в мир, с ним же и покидал его.

Сама похвала Ивану Калите из Сийского Евангелия представляет собой сложное переплетение авторских суждений с цитируемыми по памяти фрагментами библейских и иных авторитетных в ту пору текстов. Через все произведение красной нитью проходит мысль об особой исторической миссии князя Ивана Даниловича.

Исследователями высказаны некоторые наблюдения и предположения об источниках похвалы Ивану Калите и ее идейном содержании. Однако обстоятельный анализ этого интереснейшего произведения московской религиозно-политической мысли первой половины XIV в. еще не осуществлен. Имея целью сделать шаг в этом направлении, мы и обратимся к тексту произведения, разделив его для удобства изучения на самостоятельные в смысловом отношении фрагменты.

Вслед за своеобразной датировкой книги, о которой сказано выше, помещено указание аа другие обстоятельства ее создания: «Написано бысть си Еуагелие в граде Москове на Двину к святей Богородица повелением рабом Божиим Ананиею черньцем».

В этом фрагменте помимо достаточно выясненного вопроса о том, куда предназначалась книга, привлекают внимание еще два момента. Во-первых, использование архаичной для этого времени формы названия города — Москов («в граде Москове»)11. Во-вторых, выражение «рабом божиим Ананиею» при всей его трафаретности весьма напоминает богословскую преамбулу духовной грамоты Ивана Калиты, где в обоих вариантах князь именует себя весьма необычно для такого рода документов — «грешный худыи раббожии Иван.

Следующая фраза открывает собственно похвалу Ивану Калите: «О сем бо князи великом Иване пророк Езекии глаголет: «В последнее время в апустевшии земли на запад въстанет цесарь правду любя и суд не по мъзде судяи ни в.поношение поганым странам.

Комментировавший этот фрагмент Н. А. Мещерский справедливо отметил, что «если мы раскроем книгу Иезекииля, мы там не обнаружим места, которое буквально соответствовало бы нашему тексту».

Comments are closed