Примеродля подражания

Другим примером для подражания московский князь взял правоверного цесаря греческого Мануила». Византийский император Мануил Комнин (1143-1180) выделялся среди других «цесарей» воинской доблестью, рыцарским благородством и благочестием. Таким рисуют его византийские историки5. В древнерусской литературной традиции «царь Мануил» предстает как покровитель церкви, духовенства и монастырей3®. Лаврентьевская летопись упоминает о нем под 1164 г. в связи с рассказом об осуждении -«еретика» — суздальского епископа Леона. Мануил показан в этой истории как истинно православный царь, гонитель еретиков.

Последняя фраза этой части текста похвалы — «Сирым в бедах помощник, вдовицы от насилник изимая яко от уст львов» – вновь возвращает читателя в круг образов Псалтири и четырех «великих пророков» — Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила: «. Огверэоша на мя уста своя, яко лев восхищаяЙ и рыкаяй»; «Да смтутся от лица его, отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем своем»; «Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет»; «. Судите сиру и оправдите вдовицу»; «Сиру и вдовице не сотворите насилия». -«Бог твой, ему же ты служиши присно, возможе ли избавите тя от уст Львовых?»; «Егоже старейшины среде его, яко львы рыкающе, восхищающе восхищения, души изядающе насилием, богатство и честь приемлюще, и вдовицы твоя умножишася посреде тебе». Кажется, именно эта последняя цитата из пророка Иезекииля (на которого прямо ссылается автор похвалы в начале своего произведения) и была использована при составлении данной фразы. В контексте всей 22-Й главы книги пророка Иезекииля можно понять и сокровенный смысл данной фразы похвалы. Господь прогневался на Израиль за «неправды». Пророк обличает Иерусалим: «В кумирех твоих, иже творил, осквернился еси. Сироту и вдовицу преобидяху в тебе. Мужие разбойницы беша в тебе. Мзды взимаху в тебе».

Калиты «видеть» рай можно было истолковать и в перенбсном, духовном смысле.

Весьма интересно самое последнее замечание автора похвалы: о том, что князь Иван чпоминае душею первых правоверных цесарии, всех святых и молитвою — прародитель своих. Этот фрагмент, очевидно, возник под впечатлением Синодика, прочитанного в -«неделю православия».

Comments are closed