Принятие московским князем  титула

В этой связи примечательно, что «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского» с необычайной настойчивостью именует Дмитрия «царем», «великым царем Рускыа земля». Согласно «Слову», именно принятие московским князем этого титула и вызвало ярость Мамчя, объявившего новоявленному «царю» войну. Учитывая то, что «Слово» было написано вскоре после кончины князя Дмитрия24, можно думать, что он и в самом деле каким-то образом принял «царскый сан», решив покончить с игом Орды. Вероятно, это

именование использовалось лишь в определенных случаях и не носи ло устойчивого характера. Позднее именно так, постепенно, присваивал себе царский титул Иван III.

Хан Тохтамыш, судя по всему, не вмешивался в такие детали московских дел, как самоназвание ее князей. Обеспечив фактическую покорность Москвы, он был всецело занят своими восточными делами25. Трагический финал антиордынской борьбы Дмитрия Донского, нашествие Тимура в 1395 г., разгром Едигеем литовцев в битве на Ворскле в 1399 г., нашествие Едигея иа Москву в 1408 г. — все эти события как бы подтвердили правильность старой, восходящей к Ивану Калите концепции мирных отношений со Степью. Несмотря на свои внутренние распри, Орда все ещё представляла собой грозную силу.

В ранних повествованиях об этих трагических событиях вновь зазвучали покаянные настроения 78-го псалма: «Боже, приндоша яэыци в достояние Твое, оскверниша церковь святую Твою и положиша Иерусалима, яко овощьное хранилище трупиа раб Твоих брашно птицам небесным плоти преподобных Твоих зверем, пролиаша кровь их, яко воду».

В «Повести о нашествии Тохтамыша» позиция Дмитрия Донского, уклонившегося от сражения с ордынским «царем», оценивается почти одобрительно: «Князь же вели кии Дмитреи Иванович, то слышав, что сам царь идет на него со всею силою своею, не ста на бои противу его, ни подня рукы противу царя, но поеха в свои град на Кострому».

Здесь и на протяжении всей повести неизвестный книжник явно использовал библейскую книгу пророка Иеремии — постоянный источник образов и идей для русской публицистики конца XIII — первой половины XIV в. Сюжетная линия книги такова. Иерусалимский правитель Седекия, посаженный на престол Иудеи вавилонским царем Навуходоносором, отказался повиноваться своему прежнему покровителю. Разгневанный царь двинул войско на Иерусалим. Вдохновленный Богом пророк Иеремия призывает народ и правителя покориться царю. Бог открыл Иеремии, что в случае продолжения мятежа вавилоняне («халдеи») захватят и сожгут Иерусалим.

Comments are closed