Работа над храмом Бориса и Глеба

Поскольку работа над храмом Бориса и Глеба уже приближалась к концу, княжеский вклад, скорее всего, мог относиться к отделке и украшению здания, наполнению его необходимой утварью и книгами. Должно быть, вклад был весьма значительным. Это и заставило новгородского летописца особо отметить, что храм был построен «в державу христолюбиваго князя Михаила».

Летопись сообщает день освящения храма Бориса и Глеба — 9 декабря, <на Зачатье святыя Анны». Это довольно странная дата. Обычно каменные храмы начинали строить в конце весны, а заканчивали в конце лета или начале осени. Странно и то, что в данном случае для церемонии освящения храма был избран не выходной, а будний день недели — четверг. Праздник Зачатия Анны не принадлежал к числу «двунадесятых» праздников — нерабочих дней. Очевидно, владыка Феоктист выбрал этот день по каким-то особым соображениям. Праздник Зачатия Анны был посвящен и прославлению родителей Богоматери — святых Иоакима и Анны. В этой связи примечательно, что знатный новгородец, жена или вдова которого строила церковь -сна княже дворе» в 1307 г., носил имя Иоаким Сто лбов ич,0!|. Возможно, он сам или его жена имели отношение и к строительству церкви Бориса и Глеба. И как иногда бывало в ту пору, для освящения храма епископ избрал день имении знатного донатора. Если данное предположение верно, то участие семейства Иоакима Столбовича в постройке церкви Бориса и Глеба может служить еще одним свидетельством причастности к этому строительству и самого великого князя Михаила Ярославича.

Вскоре после интронизации, состоявшейся 16 июля 1307 г., Михаил Тверской покинул Новгород. Его звали неотложные дела в СевероВосточной Руси. Под 6816 г. Симеоновская летопись сообщает: «Того же лета князь вели кии Михаило Ярославин Тферскын ходил в другие к Москве ратью, всею силою, и бысть бои у Москвы, на память святого апостола Тита, и града не взяша, и не успевше ничто же въэвратишася»106. Согласно Н. Г. Бережкову, с этого года Симеоновская летопись переходит на мартовский стиль107. Однако отсутствие общих чтений с Н1Л не позволяет твердо обосновать это суждение. Вместе с тем, весьма убедительно выглядят аргументы В. А. Кучкива, который на основании известной записи псковского Апостола 1307 г. отнес второе сражение Михаила Тверского с москвичами к 25 августа 1307 г.

Comments are closed