Работы по сооружению флота

Работы по сооружению флота, крепостей и гаваней мучили и разоряли крестьян и работных людей. Отягощенные непосильным бременем и каторжными условиями труда, они искали спасения в бегстве, поднимались на бунты. Крупное восстание крестьян и солдат, измученных тяжелой работой, произошло 11 августа 1698г. в Чернигове. Восстание было жестоко подавлено.

Так строился действительно большой и сильный морской флот. Появление этого флота в 1699г. в Черном море, у Керчи, произвело ошеломляющее впечатление на Азию и Европу. Турки стали много сговорчивее, когда русский огромный 46-пушечный корабль «Крепость» доставил в Константинополь русского посла дьяка Емельяна Возницына.

Завоевание портов на Балтийском море сделало необходимым построение Балтийского флота. Было заложено много новых верфей. С февраля 1703г. было начато строительство кораблей на Олонецкой верфи, у Лодейного Поля. К весне первые суда были готовы к действию. В течение ряда лет на Сяси, на Паше в Лодейном Поле, в Селицких Рядках на Волхове, на Лухе спускались на воду суда. В 1706г. у Петербурга стоял флот, насчитывавший 7 фрегатов, 5 шняв, 28 галер и полугалер и свыше 15 транспортных и вспомогательных судов. В 1706г. в Петербург пришло 24 боевых корабля, построенных на Свири. В 1704г. была заложена и с 1706г. заработала судостроительная верфь Главного Адмиралтейства. С 1713г. вступила в действие верфь для строительства малых судов, так называемое Новое Адмиралтейство. В 1720г. для постройки малых судов возникло Охтенское поселение. В 1721г. с этой целью был основан Гаванский порт.

Россия превратилась в морскую державу. «В 1703г. Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский флот считал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами экипажа». Морская битва при мысе Гангут, где была одержана первая морская победа русского флота, превратила Россию во владычицу Балтийского моря.

Был создан и свой, хотя и немногочисленный, торговый морской флот. Русские купцы начали вывозить за границу товары и на отечественных судах, и не были уже в такой зависимости от иностранных купцов во внешней торговле.

Строительство торговых судов всемерно поощрялось. Братьям гостям Бажениным, занимавшимся корабельным строением, дана была в 1700г. жалованная грамота с большими привилегиями «за желательное их к нам усердное радение и к корабельному строению тщание, дабы в нашей державе то корабельное строение множилось».

Comments are closed