Равномерный ритм кремлевского строительства

Московский пожар 1331 г. прервал равномерный ритм кремлевского строительства. В этом году летописи не сообщают о каких- либо новых работах на Боровицком холме. Впрочем, это объяснялось не одним только пожаром. В 1331 г. случились два события, которые заставили князя Ивана прекратить расходы и собрать все средства для поездки в Орду. 28 марта, на Страстной неделе, умер, не оставив наследников, ростовский князь Федор Васильевич, правивший в Сретенской половине Ростовского княжества. Калита решил добиться в Орде права на управление этими землями.

Вскоре подоспела и другая новость: умер соправитель Калиты по великому княжению Владимирскому князь Александр Васильевич

Суздальский11. В связи с этим Ивану пришлось собираться в новую поездку в Орду. Предпринятое зимой 1331/32 г. путешествие было удачным в политическом отношении, однако потребовало мобилизации всех финансовых возможностей Москвы. Строительство в Кремле пришлось прекратить до лучших времен.

Летом 1332 г. Северо-Восточную Русь посетила беда: неурожай и вызванный им голод. «Того же лета бысть меженина велика (засуха, недород. — Я. Б.)в земли Русской, дороговь и глад хлебный и скудота всякого жита. Сию же дороговь неции глаголют: рослую рожь».

Расходы, связанные с поездкой в Орду и получением всей территории великого княжения Владимирского, а также голод на Руси не позволили князю Ивану и в 1332 г. возобновить каменное строительство. Однако уже к концу года он начал готовиться к тому, чтобы заняться этим в следующем, 1333 г.

Замысел постройки нового Архангельского собора, как и другие строительные предприятия Ивана Калиты, был связан прежде йсего с желанием князя превратить Москву в постоянную резиденцию митрополита Киевского и всея Руси, Отсюда — тесная связь символика храма с византийской традицией. Особое почитание Михаила Архангела (как и культ Вериг апостола Петра) имело прямую параллель в семантике константинопольской Софии. Архистратигу Михаилу была посвящена западная часть Софии, где находился основной вход в храм. По преданию, София Константинопольская находилась под его особым покровительством.

Comments are closed