Развитый культ предков

Во-первых, 5 марта был день памяти отца Ивана Калиты, князя Даниила Александровича, умершего 5 марта 1303 г. Учитывая развитый культ предков, характерный для московского княжеского дома, можно не сомневаться, что Калита хорошо помнил день кончины отца. С его стороны было бы вполне естественно повелеть мастерам закончить работу над книгой именно к этому дню. Как известно, Евангелие предназначалось для вклада в один из северных монастырей. Вполне вероятно, что данный ценный вклад сопровождался требованием вечного поминовения всего рода князя Даниила.

Во-вторых, 5 марта 1340 г. было так называемое «Соборное воскресенье» (или коротко — «сбор») — воскресенье первой недели Великога поста, В древнерусской церковной традиции этот день также принято было называть «Неделей православия» или «Неделей правоверия». В песнопениях этого дня доминирует прославление апостолов и отцов церкви, осуждение еретиков и врагов церкви, поминание «правоверных царей» Константина Великого, Юстиниана и др.® Вспоминались также русские правители, послужившие делу христианства. В этот день духовенство съезжалось к своему архиерею на ежегодный епархиальный съезд. Вероятно, к этому дню в Москву приехал и митрополит Феогност, находившийся в конце 1339 г. во Владимире-на-Клязьме.

Существует несомненная связь между молитвами и песнопениями «Недели правоверия» и фразеологией похвалы Ивану Калите.

В источниках нет прямых указаний на то, сколько времени Калита прожил в Спасском монастыре. Однако некоторые косвенные свидетельства позволяют думать, что речь идет не о днях, а о неделях. Если верить рассказу Маэуринского летописца, Иван Калита не был пострижен на смертном одре, а сам прншел в Спасский монастырь, когда получил «небесный знак», предсказанный ему митрополитом Петром®. Можно высказать некоторые уточнения на сей счет. Конечно, князь Иван ушел из мира не ранее чем получил известие о гибели в Орде своего главного соперника Александра Михайловича Тверского. Его казнь состоялась 28 октября 1339 г. Весть о ней пришла в Москву где- то в середине ноября. Вскоре мернулись из Орды и находившиеся там из-за тяжбы с Александром Тверским сыновья Калиты Семен, Иван и Андрей. По горячим следам достигнутого успеха был нанесен тяжелый удар по амбициям тверичей: вывезен по приказу Калиты тверской соборный колокол. Наконец, 25 ноября состоялась торжественная закладка нового московского Кремля, а 5 марта 1340 г. — окончание работ.

Comments are closed