Самый почитаемый из ветхозаветных пророков

Самый почитаемый из ветхозаветных пророков, яснее других говоривший о Христе, он был известен каждому христианину благодаря пар ими иным чтениям в течение года и особенно на Великий пост.

В понедельник и вторник первой недели Великого поста читалась первая глава из книги пророка Исайи. Тема праведного царя-судьи переплетается в ней с темой Божиего прощенья и возвышения «града правды, мати градом» Иерусалима после долгих лет унижения и страданий. «Научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу, и приидите, и истяжим- ся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко волну убелю». Пророк обличает зло, царящее в великом городе: Жнязи твои не покаряются, общницы тагем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суд вдовиц не внимающии». Ярость Господня обрушится на грешников и истребит их. Но потом опять вернется его милость к Иерусалиму: «И приставлю судии твоя якоже прежде, и советники твоя яко от начала: и по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион, С судом бо спасется пленение его и с милостынею».

Легко заметить, что в этом фрагменте из книги пророка Исайи содержится своего рода конспект похвалы Ивану Калите, включая и некоторые мотивы, которые не вошли в приписку к Сийскому Евангелию, но отразились в Новгородской 1 летописи. Это и «суд правый», -«суд не по мзде», и проблема «сирых и вдовиц», и борьба с статями».

На пророка Исайю четырежды ссылается Иларион в «Слове о Законе и Благодати»33. Указанный выше фрагмент из книги Исайи использовал в своем -«Поучении» Владимир Мономах («Избавите обидима, судите сироте, оправдайте вдовицю. Придете, да сожжемъся, глаголеть Господь. Аще будут греси ваши яко оброщени, яко снег обелю я, и прочее»). В Лаврентьевской летописи (Свод 1305 г.) содержится около десятка явных, названных цитат из книги пророка Исайи.

Уподобление княэя И пана великим правителям Византии выполнено весьма тонко: автор похвалы Калите замечает, что тот «ревновал» (то есть подражал) Юстиниану. Этот император традиционно славился благочестием, храмоздательством, любовью к книгам, борьбой с ересью. Все это было свойственно и Калите.

Comments are closed