Симеоновская летопись

Под 1285 г. Симеоновская летопись сообщает: «Того же лета заложена бысть на Твери церковь камена благоверным князем Михаилом Ярославичем и материю его княгинею Оксиньею, и преподобным епископом Семеоном; преже было Козма и Дамиан, и преложиша во имя святого Спаса честного Преображений».

Это был первый каменный храм, построенный в северной Руси после Батыева нашествия. Его строительство шло медленно и трудно. И на то были свои причины. Сооружение каменного храма и оснащение его всем необходимым требовало больших денег и уверенности в завтрашнем дне. В первые десятилетия татарского ига на Руси не было ни того, ни другого. Примечательно, что даже в Новгороде, не испытавшем прямого погрома, первая каменная церковь после Батыева нашествия была освящена только в 1292 г. Это была очень скромная и по размерам и по оформлению церковь Николы на Липне, сохранившаяся до наших дней.

Тверской владыка Симеон спешил. Постройка Спасо-Преобра- женского собора была делом его жизни. А жизнь уже ощутимо близилась к концу. И потому он решился на небывалое: в 1287 г. освятил еще не достроенный храм

Вскоре тверичи обрели нового владыку. «В лето 6797 (1289) княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом, здумаша и выведоша игумена Андрея от святыя Богородица из общего манастыря, и послаша к Максиму мирополиту в Киев, и поставлен бысягь епископ Тферскыи святому Спасу; сии Андреи бяше родом Литвин, сын Ерденев, Литовскаго князя».

Епископ Андрей довел до конца дело своего предшественника. 8 ноября 1290 г, главный храм Твери был торжественно освящен. В этот день церковь праздновала Собор Михаила Архангела.

Выбор именно этого дня явно не случаен. Обычно для подобных торжеств избирали выходной день — воскресенье или •«двунадесятый» праздник. Но 8 ноября 1290 г. — среда. Тверские правители хотели приурочить торжество именно к «Михайлову дню». Проще всего объяснить это стремление обычным честолюбием молодого тверского князя Михаила Ярославина, справлявшего в -«Михайлов день» свои именины. Однако истинная причина лежит глубже. Такое выдающееся по своему историческому значению событие, как постройка первого после монгольского завоевания каменного храма, могло послужить сближению тверичей с главой Русской Церкви митрополитом Максимом. В этой связи тверским правителям важно было изъявить свое почтение к византийским церковным традициям, перенести их на родную почву.

Comments are closed