Словосочетание «великая тишина»

Видимо, она являлась ключевым образом для характеристики правления Калиты. Каково же происхождение данного выражения?

Словосочетание «великая тишина» происходит из Евангелия от Матфея. Там, в рассказе о буре на Тивериадском озере, говориться: «Тогда востав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия. Человецы же чудишася, глаголюще: кто есть сей, яко ветри и море послушают его?» (Матф. 8, 26-27). Таким образом, через этот общеизвестный евангельский текст само понятие «великая тишина» ассоциировалось с чудом, проявлением высшей силы.

Использование автором похвалы Ивану Калите евангельского образа «великой тишины» имело и отчетливое конкретно-историческое звучание. В «Повести временных лет» этот образ использован примерно в том же контексте, что и в текстах, посвященных Ивану Калите. Под 1026 г. содержаться рассказ о мире между Мстиславом и Ярославом Мудрым, которым завершилась долгая череда усобиц и нестроений. «И начаста жити мирно и в братолюбьстве, и уста усобица и мятеж. И бысть тишина велика в земли»21. Здесь «тишина велика» — долгий мир, дарованный Богом за благочестие князей, о котором сообщается в последующих статьях летописи. Такое же небесное происхождение приписывает автор похвалы и той  вели ей тишине», которая установилась

в правление Ивана Калиты. Образ «великой тишины» встречается в в -«Слове о князьях» (вторая половина XII в.). О благочестивом а миролюбивом князе Давиде Святославиче Черниговском здесь сказано «В велице тишине бысть княжение его».

Второй смысловой блок, входящий в состав изучаемой фразы похвалы, — -и въсияетъ в дни его правда». Здесь имеет место прямое цитирование 71-го псалма — одного из главных источников образного ряда похвалы Ивану Калите. Несколько ниже автор похвалы дает еще одну цитату из того же псалма. Приводим в полном объеме те строфы 71-го псалма, которые привлекли внимание автора похвалы, выделяя курсивом места, прямо цитируемые в ее тексте. 4Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну ирреву: судити людем твоим в правде и нищим твоим в суде. Да восприимут горы мир людем и холми правду. Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю. Возсиет во днех его правда и множество мира, дондеже отимется луна, И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут.

Comments are closed