Создание флота

В качестве плотников, кузнецов и других работников было затребовано из различных районов страны 27 828 человек.

В короткий срок был создан довольно сильный по тому времени флот, состоявший из двух 36-пушечных кораблей,

4    брандеров, 22 галер, 1 300 стругов, 100 плотов и 30 морских лодок. Турецкий флот, высланный на защиту Азова, состоявший из 6 кораблей и 17 галер, завидя русский морской флот, даже не решился вступить с ним в бой и, повернув обратно, ушел в море.

Но завоевание Азова еще не обеспечивало выхода в Черное море. Для завоевания этого выхода и закрепления за собой взятого Азова Петр задумал построение большого морского флота, «в 40 или вяще судов состоящий», с привлечением на это строительство средств населения, так как у казны этих средств не было. Проект этот Петром был изложен в записке от 20 октября 1696г. и обсужден Боярской думой 4 ноября. Дума вынесла решение о постройке такого флота. Корабли сделать «со всей готовностью, и с пушками, и с мелким ружьем, как им быть в войне, к 1698 году к апрелю». При этом были установлены следующие «нормы» поставок полностью укомплектованных военных кораблей различными сословиями. «Святейшему патриарху, и властем и монастырям с восьми тысяч крестьянских дворов корабль. С бояр и со всех чинов служилых людей с 10 000 крестьянских дворов корабль»1. «Гостям и гостиной сотне, черных сотен и слобод, беломесцам и городам вместо десятой деньги, которая с них собиралась в прошлых годах, сделать 12 кораблей со всеми припасами, да отдельно гостям — 2 корабля».

Для строения кораблей землевладельцами были созданы 18 компаний, духовенством—17, мелкопоместные дворяне должны были внести по полтине со двора.

Всего должно было быть построено 52 корабля: 35 кораблей духовными и светскими землевладельцами, 14—посадскими людьми и 2 корабля — «именитым» человеком — Строгановым. На полученные деньги, собранные с мелкопоместных дворян, казна должна была построить 6 больших и 20 или более мелких судов.

Петр, сам непосредственно участвовавший в корабельном строении, все время форсировал работы компаний. 3 марта 1699г. он писал Ромодановскому: «Изволь во все кумпанства сказать, чтоб везли припасы корабельные; а буде кто к шестой неделе не поставит здесь, вели деревни отписывать».

Вся тяжесть постройки флота непосильным бременем падала на плечи крепостного крестьянства и подневольных работных людей. Десятки тысяч крестьян были оторваны от хозяйства и согнаны на места строительства кораблей. Работая дни и ночи на голодном пайке, трудящиеся массы создавали морское величие Российской державы.

Comments are closed