Создание отечественного морского флота

Петр, действительно, большую часть своей жизни посвятил отвоеванию для России водного пространства и созданию отечественного морского флота. За счет крайнего напряжения народных сил государство помещиков и нарождающегося класса купцов к концу царствования Петра превратилось в морскую державу, имевшую уже несколько крупных портов на Балтике, обеспечивших связь с Европой, западное и южное побережья Каспийского моря как путь для торговли с Востоком и владевшую довольно сильным отечественным морским флотом. Теперь это была уже страна, «почти недоступная завоеванию», с одной стороны, и страна, имеющая полноправный голос в международных экономических сношениях — с другой.

Придавая очень большое значение развитию внешнеторговых сношений в деле укрепления экономической мощи страны, Петр с самого начала своей деятельности уделял очень много внимания организации внешней торговли. Еще в 1693—1694 гг. во время пребывания в Архангельске Петр в беседах с Лефортом, Апраксиным, архангельским архиепископом заявлял о необходимости расширения торговли с другими странами, о создании для этих целей отечественного флота, об организации фрахта русских судов в иностранные порты. Как передает летопись, речь шла «о водяном путешествии морском и речном кораблями и всякими судами со многим искусством» К Мысль научить свой народ этому искусству уже с того времени завладела Петром. В первый же приезд в Архангельск Петр живо интересовался торговой жизнью порта. Встречал и провожал в море торговые иностранные суда, осматривал баржи, торговые склады, амбары, специально заезжал в Холмогоры для осмотра находящихся на речке Вовчуге лесопильного завода и корабельной верфи купцов братьев Бажениных, которым позднее (1700г.) были даны большие привилегии как пионерам отечественного судостроения. Во второе посещение Архангельска (1694г.) Петр задумал построение в Архангельске большого флота. Оттуда он отдал распоряжение Виниусу через амстердамского бургомистра Витцена достать чертежи и размеры голландских кораблей разных типов для использования их в судостроении. Тогда же им было отдано распоряжение Апраксину о снаряжении в европейские порты двух русских кораблей «Св. Павел» и «Св. пророчество», нагруженных русскими товарами. Это были первые начинания Петра в направлении развития внешней торговли, развернувшиеся впоследствии в энергичную деятельность.

Comments are closed