Старинное московское предание

Приверженцем «великой тишины» был, по-видимому, и митрополит Алексей (1354—1378). Старинное московское предание, записанное в середине XVII в. Григорием Котошихиным, гласит, что святитель «заклял Московское государство» не воевать с татарами, а умиротворять их дарами.

Отзвуки этих идейных разногласий слышны и в торжественном некрологе Дмитрия Донского («Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского»), созданном вскоре после его кончины. Автор этого произведения (по убедительному предположению Г. М. Прохорова — знаменитый писатель, инок Троице- Сергиева монастыря Епифаний Премудрый) восхваляет победы московского князя над татарами. Он явно придерживается новых, антиордынских взглядов, но при этом не позволяет себе прямо критиковать традиционные, освященные авторитетом мудрой «старины» принципы лояльности по отношению к хану.

И все же отношение автора «Слова» к традициям времен Ивана Калиты выражено в первых же фразах произведения. «Сий убо князь Дмитрий родися от благородну и честну родителю — сын князя Ивана Ивановича и матере великые княгини Александры. Внук же бысть православнаго князя Ивана Даниловича, събрателя Руской земли, корене святого и Богом насаженаго саду, отрасль благоплодна и цвет прекрасный царя Володимера. Здесь обозначены две главные, по мнению автора и тех, для кого он писал свое произведение, черты деда куликовского героя — Ивана Калиты. Он — «православный князь», и он же — «събратель Руской земли». Эпитет православный» в художественной ткани «Слова» имеет особое значение. Это не формально-ритуальное величание типа «благоверный» и «христолюбивый». Никто из других князей, упомянутых в «Слове», включая и самого Дмитрия Ивановича, не отмечен этим эпитетом. Он предназначен именно Ивану Калите как выдающемуся ревнителю православия. Теми же чертами наделен образ Ивана Калиты и в послании митрополита Киприана к Дмитрию Донскому, написанном в 1381 г. Святитель призывает князя быть милосердным и набожным, вспоминать благочестивых предков — князя Владимира и Ивана Калиту. О последнем сказано: «Тако же и благочестиваго и приснопамятнаго свята го деда твоего – како славится о нем еже о христоименитых людех попечение многое».

Примечательно и то, что Иван Калита восхваляется в -«Слове» как •«собиратель» Русской земли (то есть, в сущности, как захватчик чужой земли и власти), а не как («умиротворитель, обеспечивший ей «великую тишину» на 40 лет.

Comments are closed