Сведения о рождении и крещении

Сведения о рождении и крещении будущего митрополита довольно противоречивы. Рогожский летописец сообщает, что Алексей родился «в ккяжение великое Тверское Михайлово Ярославича при митрополите Максиме, до оубиения Акинфова, старее сын князя великаго Семена 17 лет, крести же его еще младенца суща князь Иван Данилович, еще сый не в великом княжении»11. Исходя из того, что князь Семен Иванович родился в 1317 г., рождение Алексея можно отнести к 1300 г. Однако в том же рассказе «О Алексеи митрополите» Рогожского летописца сообщается, что святитель умер в возрасте 85 лет. В этом случае дата его рождения — около 1293 г.

Заметим все же, что эта последняя дата едва ли верна. Во-первых, исходя из этой даты следовало бы признать, что Калита родился не позднее 1278 г., так как в момент крещения воспреемнику надлежало быть не моложе 15 лет. Но такое допущение вступает в противоречие с данными о возрасте старшего брата Калиты Юрия, Источники не сообщают год его рождения, но свидетельствуют о том, что он женился в Ростове в 1297 г. Во-вторых, известие Рогожского летописца о том, что Алексей был на 17 лет моложе князя Семена, отмечено конкретностью, тогда как цифра 85 как срок жизни митрополита возникает из сложения весьма округленных, примерных сроков его пребывания в миру и в монашестве. Особое сомнение вызывает цифра «40»- — «а в чериечьсггве поживе 40-ть лет», — которая имела прежде всего мистическое, провиденциальное значение.

Таким образом, есть все основания остановиться на 1300 г. как примерном сроке рождения митрополита Алексея и появления будущего великого князя Ивана Даниловича в роли восприемника от купели сына Федора Бяконта.

В 1304-1305 гг. спор в Орде за великое княжение Владимирекое развивался параллельно с борьбой московских и тверских сил за контроль над важнейшими городами Северо-Восточной Руси и Новгородом. Кульминацией этой борьбы стало сражение за Переяславль. Оно по-разному освещается источниками. Новгородская 1 летопись обоих изводов вообще умалчивает о нем, ограничиваясь общей фразой о «замятие» в городах Суздальской земли во время спора о великом княжении Владимирском в Орде между Михаилом Тверским и Юрием Московским. О «замятие» вообще не упоминает Свод 1305 г. (Лаврентьевская летопись); нет этих известий и в продолжении Суздальской летописи но Академическому списку. Умалчивают о «замятие» и о борьбе за Переяславль Рогожский летописец и Тверской сборник, наиболее отчетливо сохранившие тверскую летописную традицию XIV столетия.

Comments are closed