Сюжет по конечной стадии

В таких случаях новгородский летописец датировал весь сюжет по его конечной стадии, завершающему всю историю эпизоду. (Примером такой запоздалой датировки может служить статья 6827 г., содержащая краткую историю о гибели Михаила Тверского в Орде, возвращении Юрия на великое княжение, о приезде в Новгород его брата Афанасия.) Однако, поместив

известие о кончине архиепископа Давида под 6832 г. (5 февраля), летописец тем самым поставил себя (или своего продолжателя, редактора) перед необходимостью во избежание явной несуразицы перенести известие о поставлепии Моисея в Москве митрополитом с февраля того же 6832 мартовского года (то есть февраля 1325 г.) на февраль следующего, 6833 мартовского года (то есть февраль 1326 г.), а сообщение о возвращении Моисея в Новгород отнести к марту 6834 г. (март 1326 г.). В свою очередь, этот порядок церковных событии заставил отнести к 6834 г. и сообщение о кончине митрополита Петра, так как было очевидно, что святитель умер уже после хиротонии Моисея и его возвращения в Новгород.

Статья 6833 г. (март 1325 — февраль 1326 г.) начинается сообщением о приезде из Орды князя Александра Михайловича Тверского с ордынскими кредиторами, от которых «много бысть тяготы на Низовьскои земли. Это сообщение не относится к смещенному на год ряду церковных известий и потому имеет верную датировку. Она подтверждает наше хронологическое построение. Если Юрий Московский (как мы полагаем) был убит Дмитрием Тверским в ноябре 1324 г., а сам Дмитрий Михайлович был казнен в сентябре 1325 г., то Александр Тверской мог вернуться на Русь с ярлыком на великое княжение, а также с «должниками» в конце 1325 — начале 1326 г., то есть именно в 6833 мартовском году. Если же (как принято считать в литературе) все произошло на год позже, данное сообщение не может находиться под 6833 г.

В этой связи уместно привести и соответствующий фрагмент Тверского летописного свода (ГИМ. Музейское собр., Jsf> 1473). Здесь в статье -«В лета 6834» собраны различные известия, относящиеся к 1322-1327 гг. Однако их последовательность в целом соответствует порядку сообщений Рогожского летописца и Тверского сборника. Рассказав о возвращении Александра Тверского из Орды на великое княжение, составитель Рогожского летописца переходит к теме тверского восстания 1327 г. с помощью следующей фразы: -«Потом, за мало днин, за умножение грех ради наших Богу попустившу диаволу възложити злаа в сердца безбожным татаром».

Comments are closed