Три известия

Таким образом, в статье 6815 г. в СимеоновскоЙ летописи оказались помещенными (причем, в обратном порядке) три известия, относящиеся к 6814 мартовскому году, и два — к 6813 мартовскому году.

В итоге можно представить следующую картину. Вернувшись из Орды осенью 1305 г., ЮриЙ Московский оказался в крайне опасном положении. Михаил Тверской по благословению митрополита Максима взошел ка великое княжение Владимирское. Вскоре после кончины святителя (6 декабря 1305 г.) он начал войну против Москвы. Это была месть Юрию за его вмешательство в вопрос о великом княжении, а также месть Ивану Даниловичу за разгром тверского войска под Переяславлем. Однако, начиная войну, Михаил Тверской не был уверен в своем военном превосходстве. Поэтому он подключил к делу дополнительные силы: рязанские князья принялись интриговать против Юрия в Орде, а в самой Москве Александр и Борис Даниловичи тайно готовились выступить против старшего брата.

Примирение с Тверью подорвало основу для развития рязанской и московской линий борьбы против Юрия. Однако вопрос о Новгороде оставался открытым. В 1306 и первой половине 1307 г. Михаил вел тяжелые переговоры с новгородцами, которые за предшествующие три десятилетия привыкли иметь дело исключительно с потомками Александра Невского. Кроме того, отец Михаила Ярослав Ярославич Тверской оставил по себе в Новгороде плохую память своими силовыми методами давления на горожан. Неприязнь к тверскому князю разжигали в Новгороде и московские доброхоты, поощряемые Юрием Даниловичем.

Только летом 1307 г. Михаил Тверской сумел утвердиться на новгородском княжении. Новгородская 1 летопись по Синодальному списку сообщает: «Седе князь великии Михаило Ярославич, внук великого Ярослава Всеволодича, в Новегороде на столе, в неделю, на Сбор святых отец 630, иже в Халкидоне». Над этой датой стоит задуматься. По древнерусским месяцесловам, память святых отцов IV Вселенского собора в Халкидоне совершалась в первое воскресенье после дня памяти великомученицы Евфимии (11 июля). Такая увязка объяснялась тем, что, согласно церковному преданию, святая Евфнмия чудесным образом засвидетельствовала правильность и богоугодность постановлений собора.

В некоторых месяцесловах память отцов IV Вселенского собора приурочена к 16 июля (месяцеслов Остромирова Евангелия, месяцеслов из Паремийника конца XIII в. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры, месяцеслов Сийского Евангелия, 1340 г.).

Comments are closed