Три произведения

Это позволяет предположить, что все три произведения принадлежат перу одного автора — выдающегося московского книжника второй четверти XIV в. Из всех трех произведений явствует, что он был глубоким знатоком Священного Писания, древнерусской литературы и летописей. Его патриотизм поднимался над узкомосковскими пристрастиями и возвышался до таких понятий, как «вся Русская земля» и «весь мир христианьскыи». Главной бедой Руси было для него «насилие татарское», а политическим идеалом — «великая тишина», прекращение ордынских погромов, открывавшее путь к возрождению страны.

Поиски возможного автора намеченного выше ряда произведений, посвященных Ивану Калите, приводят к летописной статье 1330 г., повествующей об основании в московском Кремле мужского Спасского монастыря. В наиболее раннем виде она читается в Рогожском летописце, сохранившемся в рукописи 40-х годов XV в,

«Того же лета месяца майя в 10 день, святого апостола Симона Зилота, благоверный князь великии Иоан Данилович заложи церковь камену на Москве во имя святаго Спаса честнаго Его Преображениа, близ сущоу своего двора, и нарече быти ту монастырь и гобра черно- риэци и възлюби монастырь тьи паче иных монастырев и чясто приходя в него молитвы ради и много милостыню подаваше мнихом, живущим ту, ясти же и лити и одежа и оброкы и всяка требованиа неоскуд- но и лготу многу и заборонъ велику творяше им и еже не обидимым быти никым же. И церковь ту оукраси иконами и книгами и съсуды и всякымн узорочии. И преведи ту пръваго архимандрита Иоана, мужа сановита суща, разумна же и словесна сказателя книгам, иже за много- ую его добродетель последи поставлен бысть епископом Ростову и тамо добре оупасе пороученое ему стадо, в старости глубоце к Господу оти- де. Глаголють же неции от древних старець, яко пръвин бе князь Данило Александрович сиа архимандритию имеяше у святаго Данила за рекою, яко в свое ему имя церкви той посгтавленеи сущи, последи же не по колицех летех сын его князь великии Иоан боголюбив сыи паче же рещи мнихолюбив и страннолюбив и топ лее сыи верою и приведе отъ- туду архимандритию ту и близь себе оучиии ю, хотя всегда в дозоре видети ю и въздвнже и оустрои таковую богомолию и приобрете себе мъзду благочестну и славу богоугодну, благую бо часть избра, яже не отъимется от него да яко же онъ христолюбивый князь благо основание положи, сице и дети его и внучата и правнучата по тому же ходяще и тако же творяще ту же мъзду и славу приемлють, благаго бо корени и отрасли благородии сущею.

Comments are closed