Тверская летописная традиция

Помимо этого, они отправили с ордынцами свое посольство к ханским воеводам с персональными подарками. На этом дело было окончено. Можно думать, что в мирном исходе не последнюю роль сыграл находившийся с татарами Иван Калита.

Заметим, что в новгородском варианте повествование о тверском восстании лишено каких-либо провиденциальных объяснений, кроме трафаретной фразы о том, что Новгород спасли «Бог и святая Софья».

Иначе представляет восстание 1327 г. тверская летописная традиция, дошедшая до нас главным образом в составе Рогожского летописца и Тверского сборника, где соответствующие тексты

практически идентичны. В сально сокращенном виде та же версия рассказа о событиях 1327 г. представлена в Музейской рукописи (ГИМ. МуэеЙское собр., М 1473).

Исследователи полагают, что уже в тверском Своде 1327 г. читалась «Повесть о Чолхане»3. Заметим, что о том же свидетельствуют и некоторые особенности провиденциальной мотивации данного события. Создатели повести, оправдывая восставших тверичей, приписывали Чол-хану (в русском произношении — Шевкалу, Щелкану) самые ужасные намерения. «. За умножение грех ради наших Богу попусгавшу диаволу въаложити элаа в сердца безбожным татаром глаголати безаконному царю: аще не погубиши князя Александра и всех князи и Русскых, то не имаши власти над ними».

В этом введении к тверской повести явственно ощутимо влияние рассказа той же тверской летописи о Батыевом нашествии. Завершая рассказ о событиях 1237-1238 гг., летописец замечает: «Грех ради наших попусти Бог найти на ны поганыя; наводит бо Бог, по гневу своему, иноплеменникы на землю; и тако съкрушеаом им въспомянутся к Богу; усобная же рать бывает от наваждениа диавола-7, Данная сентенция почти дословно воспроизводит фрагмент из «Слова о казнях Божних», приписываемого Феодосию Печерскому и содержащегося в «Повести временных лет» под 1068 г. Однако в данном случае интересно другое. В «Повести о Чолхане» провиденциальный взгляд яа татар как орудие Божиего гнева интерпретирован таким образом, что позволяет оправдать действия тверичей, их мятеж против установленной Богом власти -«царя». «Царь — орудие Бога, но «треклятый» Шевкал — орудие дьявола. Его главная цель — «разорить христианство», уничтожить самих христиан.

Comments are closed