Тверский епископ

Примечательно, что Петр не стал преследовать своего врага — тверского епископа Андрея. Тот покинул кафедру лишь несколько лет спустя. Приведенные ниже наблюдения над источниками позволяют утверждать, что он сделал это добровольно.

В воскресенье, 28 марта 1316 г., тверской епископ Андрей объявил собравшемуся в собор народу о своем решении покинуть кафедру и уйти в монастырь. Обычно исследователи объясняют это решение конфликтом Андрея с митрополитом, однако при этом упускают из виду, что Петра в момент отречения Андрея попросту не было в СевероВосточной Руси, а князь Михаил Тверской находился на вершине своего могущества. Цепь событий, предшествовавших уходу епископа, заставляет рассматривать его решение прежде всего в моральной плоскости. Эта цепь выстраивается следующим образом. 10 февраля 1316 г. князь Михаил Тверской разгромил новгородское войско под Торжком. Но радость победы была омрачена злодеянием. Вероломно захватив в плен своих недругов — новгородских бояр и их военного вождя князя Афанасия Даниловича Московского, – Михаил Тверской совершил клятвопреступление. Этим он навлек на себя и на свой город гнев Божий. Возмездие не заставило себя ждать. В пятницу 19 марта 1316 г. в Твери вспыхнул сильный пожар. Горела сама деревянная крепость — Кремль. Огонь удалось сбить общими усилиями сбежавшихся горожан. Но все эти события произвели очень сильное впечатление на епископа Андрея. Впереди он увидел новые бедствия для Твери. Несомненно, Андрей был человеком незаурядной духовности. Летопись не случайно называет его «преподобным. Владыка остро почувствовал свою личную вину перед Богом эа грех князя и вызванную им кару. Уход в монастырь был прежде всего его личным покаянием.

Найти достойного кандидата на опустевшую кафедру было нелегко. Да и сама процедура поставления нового тверского владыки долго откладывалась из-за отсутствия митрополита, который был тогда на Волыни и вернулся в Северо-Восточную Русь только в начале зимы 1316/17 г. Такой вывод позволяет сделать сопоставление нескольких известий источников. А в статье «А се князи Русьстии», содержащейся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской 1 летописи, в рассуждениях по поводу Ивана Калиты имеется и следующая фраза: «А митрополит был Петр, иже бе пришел из Волыня на Суждальскую землю, на Москву, в лею 6824 (1316), и приа его князь великим Иван Данилович с честию великою».

Comments are closed