Уникальное известие

Уникальное известие об этом соборе (смешанное, впрочем, с сообщением о переяславском соборе 1310 г.) содержится в «Истории Российской» В. Н. Татищева. «Того же лета явися в Новеграде еретик Вавила, протопоп Новгородский, к нему же присташа мнозии от причта церковна и мирян, и епископ тверский Андрей помагаше има, глаголя: «Се яко рай на земле погибе»; и святый ангельский монашеский чин ругаху безбожным и учением бесовским имяноваху. И мнозии, от инок изшедше, оженяхуся. Преосвясчен ный же митрополит Петр созвана Переславль собор велий, быша ту всии епископн, игумены, попы, диаконы и чернцы, и от патриарха Афанасия клирок ученый. И многу прению бывшу, и едва преосвясченный Петр, митрополит Киевский и всея Руси, от божественного писания и помосчию и заступлением князя Ивана Даниловича преодоле и проклят того еретика; а сам иде по градом, поучая право верити, и укроти молву, а смусчение диаволе прогна».

Интересное предположение высказал Б. А. Рыбаков. Оно касается древнерусского публицистического сборника «Власфимия». В нем под видом «хулы на еретиков» содержится острая критика официальной церкви. По мнению историка, новгородский протопоп Вавила, которого проклял митрополит Петр, «был одним из первых читателей (а может быть, и создателем?) полной, воинствующей Власфимии.

Примечательно, что, согласно Татищеву, Иван Калита уже в 1313 г. помог митрополиту Петру в борьбе с еретиком, имевшим таких влиятельных покровителей, как тверской епископ Андрей.

Весьма сомнительную с точки зрения ортодоксального православия идею о том, что -«рай иа земле погибе», вслед за Андреем отстаивал и другой тверской владыка — Феодор (1342—1360). В 1347 г. новгородский епископ Василий Калика обличал его за это в своем известном послании соземном рае».

Среди духовных соблазнов для православных в ту пору не последнее место занимало и несторианство. Эта ересь, основателем которой был константинопольский патриарх Несторий (428-431), подверглась осуждению на Эфесском Вселенском соборе в 431 г. Суть несторианст- ва — в признании преимущественно человеческой природы Христа. Из этого следовало, что дева Мария не может быть названа Богородицей. Осужденное собором и изгнанное из западных провинций Византии, несторианство ушло на Восток и там получило значительное распространение. Среди кочевников Золотой Орды было немало несториан. И хотя прямых сведений о проникновении этой ереси на Русь не имеется — не приходится сомневаться, что митрополит Петр сталкивался с ней.

Comments are closed