В аркосолии

Достоверно известно, что в конце XV века прах Юрия находился в аркосолии в степе Димитр невского придела старого Успенского собора. В новом соборе 1479 г. его поместили в том же Димит- риевском приделе, но в земле, под полом, -си надгробницу учи ниша над ним».

В Древней Руси князья обычно ложились на вечный покой в храмах, построенных ими самими. Можно думать, что именно Юрий построил церковь св. Димитрия. Культ этого святого воина получил особое распространение в Северо-Восточной Руси со времен Всеволода Большое Гнездо, который в крещении был наречен Димитрием. Русские люди чтили в солунском герое не только мученика, но и «отечество-любца». В летописях сохранилась молитва Дмитрия Солунского о его родном городе Солуни: «Господи! Аще погубнши град сей, то и аз с ним погибну. Аще ли спасеши, то и аз спасен буду»®. «Повесть о Михаиле Тверском» сравнивает князя-мученика с Дмитрием Солунским, так как оба они готовы были пострадать за свое отечество.

Князь Юрий Данилович был дорог москвичам как их давнишний предводитель и неугомонный боец за возвышение Москвы. Они искренне скорбели о нем. Новгородский летописец, вероятно, со слов свидетеля событий архиепископа Моисея, повествует: «И плакася по нем брат его князь Иван и весь народ от мала до велика плачем великим зело».

Назначение нового великого князя Владимирского потребовало у хана продолжительных размышлений. Его внимание было приковано к событиям в Восточной Енропе, развитие которых в перспективе могло быть весьма неблагоприятным для Орды. Правитель Литвы Гедимин еще в 1317 г.

получил послание от папы Иоанна XXI) с предложением принять христианство. Какова была непосредственная реакция Гедимнна — неизвестно. Однако в начале 1323 г. он объявил о своем намерении отныне жить в мире с христианами и почитать папу как духовного отца.

Превращение языческой Литвы в христианское государство повлекло бы за собой перестройку всей системы политических отношений в Восточной Европе. Однако многие сомневалсь в искренности намерений литовского князя. Особое беспокойство выражали немецкие рыцари- крестоносцы, для которых борьба с языческой Литвой была главным оправданием присутствия в регионе.

Comments are closed