В виде первообразов

В рамках этой обшей парадигмы возможно множество конкретных вариантов воздаяния за добро и зло. Все они в виде первообразов представлены в Ветхом и Новом Заветах. Найти правильную библейскую параллель — значит понять смысл события. Этой общехристианской точки зрения придерживались и древнерусские книжники. В их представлении возвышение Москвы явилось лишь эпизодом той исторической драмы, которая стала воспроизведением на Русской земле сакрального прообраза — событий, изображенных в Священном Писании. Судьба Москвы и деятельность ее правителей рассматривались в тесной связи с величайшим по своему провиденциальному смыслу событием — татарским нашествием и установлением ига. Уже в ранних повестях о Батыевом нашествии было найдено несколько смысловых «ключей» — библейских параллелей к этому событию. Эти находки впоследствии постоянно использовались в произведениях, так или иначе связанных с ордынской темой. Главным из таких ключей стал текст 78-го псалма. «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище; положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным; пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй. Быхом поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас».

Этим псалмом, конец которого содержит горячее прошение к Господу сменить гнев на милость, воспользовался уже неизвестный автор повести о монголо-татар с ком нашествии в Лаврентьевской летописи.

Пленение язычниками Иерусалима, столь ярко изображенное в 78-м псалме, понималось древнерусскими книжниками как начало «вавилонского плена» иудеев. Сплав этих сюжетов находим, например, в повести «Об убиении злочестивого царя Батыя», составленной Пахомием Сербом в середине XV в. на основе фольклорных сюжетов. «И абие устремляется (Батый. — Н. Б.) к вечерним странам, рекше к Угром, многа места и грады пусты сотворив. И бяше видетн втораго Навходоносора, град Божий, Иерусалим, воююща. Cfefi же злейши и губителиейшн оного, грады испровергая, села же и места пожигая, человеки же закалаа, и инех же пленяху. И бе пророческое слово събываемо, зряще: "Боже, приидоша языки в достоание. Твое и оскверни церковь святую Твою". И пакы: “Положиша труциа раб Твоих — брашно птицам небесным и плоти преподобных Твоих — зверем земным».

Порабощение Руси татарами сравнивал с завоеванием Иерусалима царем Навуходоносором и неизвестный автор «Сказания о Мамаевом побоище».

Comments are closed