Верный слуга хана

Подводя итог всему сказанному выше, отметим следующее. В литературе идет давний спор о том, насколько самостоятельной была политика Ивана Калиты. Одни историки склонны видеть в нем всего лишь «верного слугу хана, блюстителя ордынских интересов»: другие признают его политику «относительно прогрессивной», а его самого представляют крупной исторической фигурой. По-разному понимаются и главные цели ордынской дипломатии в эпоху Калиты. Согласно одной точке зрения, хан был озабочен прежде всего сохранением баланса сил в Северо-Восточной Руси, нейтрализацией объединительных тенденций; сторонники другой точки зрения считают главной заботой Орды создание на основе великого княжения Владимирского сильного военнополитического противовеса Литве, быстро расширявшей свою экспансию на восток.

Состояние источников не позволяет дата однозначный ответ на вопрос о приоритетах ордынской политики по отношению к СевероВосточной Руси, Однако уже то немногое, что известно о деятельности Ивана Калиты, позволяет утверждать, что в узких рамках своей самостоятельности он проводил энергичную работу на благо Москвы, а в конечном счете — и всей Северо-Восточной Руси.

Согласно известному афоризму, «политика — это искусство возможного». И чем меньше сфера возможного, тем выше мастерство политика, который, несмотря ни на что, добивается успеха.

После кончины митрополита Петра патриарх Исайя поставил митрополитом Киевским н всея Руси своего придворного клирика Феогноста. Точные даты цоставления Феогноста в Константинополе, а также его въезда в Киев, Владимир или Москву неизвестны. Это еще раз свидетельствует о том, что московское летописание второй четверти XIV в. было слабо связано с митрополичьей кафедрой. Летописи, восходящие к Своду 1408 г., под 6836 г. содержат лаконичную запись опоставлении «Феогноста Гречина» митрополитом «на всю Русскую землю»1.

Впрочем, определенные хронологические ориентиры может дать история Византии. Там осенью 1327 г. предельно обострилась борьба между императором Андроником II и его внуком, будущим императором Андроником III. Оба противника стремились заручиться поддержкой высшего духовенства. Патриарх Исайя отказывался выполнить требование императора Андроника II и отлучить мятежного внука от церкви. За это он был лишен престола и отправлен в монастырь.

Comments are closed