Вид актовых материалов

Другой вид актовых материалов, необходимых для изучения по литики первых московских князей, — документы внешней политики Москвы и ее соседей. Собственно по Москве таких документов за изучаемый период не сохранилось. Важнейшим направлением деятельности московской дипломатии была Орда. Акты, относящиеся к московско-ордынским отношениям конца XIII — первой половины XIV в., практически отсутствуют. На основании некоторых замечаний источников можно лишь догадываться о том, что ордынские ханы посылали русским князьям свои указы в письменном виде. Однако весь фонд русско-ордынских документов (за исключением ханских ярлыков русским митрополитам) был безвозвратно утерян в конце XV — первой половине XVI в., когда эти документы уже не имели никакого политического значения. Первый известный договор Москвы с Литвой датируется 1371 г.45

Несколько лучше сохранился внешнеполитический архив Новгорода. За период XII — XIV вв. (до 1380 г.) известно 18 документов®. Некоторые из них представляют ценность для анализа политики московских князей по отношению к Новгороду, их роли во внешних связях боярской республики.

Своего рода итогом многолетнего изучения раняемосковских актов стал фундаментальный труд Л. В. Черепнина «Русские феодальные архивы XIV-XV веков» (Ч. 1. М.; Л., 1948. Ч. 2. М.; Л., 1951).

Дополнительным источником по интересующей нас теме могут служить акты, отразившие церковные дела этого времени. Среди них — ханские ярлыки русским митрополитам, княжеские уставы церкви, документы митрополичьего дома и константинопольской патриархии, послания и поучения иерархов конца ХШ — первой половины XIV в. Практически весь корпус церковных материалов опубликован еще в XIX — начале XX в. и основательно изучен4®. Однако анализ этих документов как источника для характеристики политики московских князей по отношению к церкви еще не осуществлен в полной мере.

Скудость сведений по изучаемому периоду русской истории заставляет с особым вниманием отнестись и к такому своеобразному источнику, как заметки древнерусских книжников на полях рукописей. Иногда они перерастают в самостоятельное рассуждение о событии или исторической личности. Так, например, знаменитая приписка к Сийскому Евангелию 1340 г. представляет собой похвалу московскому князю Ивану Даниловичу, принявшему перед кончиной монашеский постриг под именем Анания.

Comments are closed