Время приезда митрополита Петра

В Софийской, Новгородской  и Воскресенской летописях сохранилась уникальная подробность — время приезда митрополита Петра в Брянск. «В ту же эимоу, по Крещении, Петр митрополит Киевъскии и всея Роусии, приехав Брянеск». Выражение «по Крещении» указывает на период с 7 по 14 января. Несомненно, митрополит Петр избрал для въезда в город выходной день — воскресенье, 11 января. В этот день праздновалась память одного из основоположников христианского монашества Феодосия Великого, В некоторых месяцесловах к этому дню приурочена была и память преп. Феодосия Печерского. Во всяком случае это был день его тезоименитства.

Для жителей Брянска память Феодосия Печерского имела особое значение. Главной обителью города был основанный в 1288 г. князем Романом Михайловичем Успенский Свенский монастырь. Он был своего рода ветвью Киево-Печерского монастыря. Главной иконой обители был образ «Богоматерь Печерская», на котором Богородица была представлена сидящей на престоле с предстоящими ей Антонием и Феодосием Печерскими. В монастыре существовал храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских13®. Таким образом, день памяти преподобного Феодосия был для брянцев своего рода общегородским праздником. Можно думать, что резиденцией митрополита Петра в Брянске был именно Свенский монастырь, так же, как в Киеве, — Киево-Печерский.

Что заставило святителя провести в Брянске почти три месяца? Разумеется, он мог заниматься насущными вопросами церковного управления. Однако уместно вспомнить, что в это время Петр, несомненно, уже знал о возникшем против него движении. Летом 1309 г. он был во Владимире и там имел возможность ознакомиться с настроениями князей. Некоторые исследователи полагают, что пребывание в Брянске было как-то связано с московскими политическими интересами139. Впрочем, и сам брянский князь был значительной политической фигурой. Петр в этот период как никогда нуждался в поддержке сильных русских князей.

Куда поехал Петр из Брянска — в Киев или Москву, – неизвестно. Однако в том же 1310 г. состоялся церковный собор-суд в Переяславле- Залесском, на котором святитель сумел опровергнуть выдвинутые против него обвинения в различных злоупотреблениях и нарушениях канонов.

Переяславский собор упоминается во всех трудах по истории Руси в XIV столетии. Дискуссии о нем сводятся к обсуждению даты события, а также состава участников.

Comments are closed