Хозяин положения в Северо-Восточной Руси

Князь Михаил Ярославич Тверской к 1308 г. стал хозяином положения в Северо-Восточной Руси и занял новгородский стол.

Однако уже 1309 г. принес ряд событий, потребовавших от него решительных действий во имя сохранения и укрепления своей власти. Во-первых, «землю Русскую» постигла беда: «В лето 6817 бысть казнь от Бога на человекы, мор на люди и на кони, и на всякы скот, а другая бысть казнь от Бога, по грехом нашим, мышь поела рожь и овес и пшеницу и всякое жито, и того деля бысть дороговь велика и меженина зла, и глад крепок в земли Русской». Симеоновская летопись дает наиболее полную картину небывалого бедствия; эпидемия, соединившись с эпизоотией, вызвали невероятное размножение грызунов, которые опустошили хлебные запасы в амбарах. Нехватка хлеба привела к его резкому подорожанию. Те, кто смог спастись от эпидемии, умирали от голода.

Вполне понятно, что в этих условиях невозможно было собрать обычные дани и оброки с населения, а стало быть, и выплатить положенный ордынский выход». В результате перечисленных бедствий было, конечно, истреблено и зерно, приготовленное для посева. Стало быть, голодным был и следующий 1310 г. В этих условиях князь Михаил Тверской должен был лично явиться в Орду, чтобы объясниться перед ханом и выпросить отсрочку платежей. Поездка великого князя в Орду в 1309-1311 гг. не отмечена летописями. Однако уже ранняя редакция «Жития митрополита Петра» (1327 г.) сообщает о том, что во время собора в Переяславле Михаил находился в Орде145. Сомневаться в этом нет никаких оснований.

Можно ползать, что нападки на митрополита Петра были вызваны не только политическими причинами, но и его действиями по укреплению внутри Церковной дисциплины. Святитель был единомышленником константинопольского патриарха Афанасия I, известного своей непримиримой борьбой со всякого рода нарушениями церковных и монастырских уставов- Патриарх держал себя весьма независимо по отношению к светской власти, не останавливаясь и перед применением такой сильной меры воздействия, как отлучение от церкви.

Симеоновская летопись донесла до нас это известие в том вИДе, в котором оно читалось и в Троицкой летописи (Свод 1408 г.): -«В лето 6819 князь Дмитреи Михаилович Тферьскыи, събрав воя многн и хоте ити ратью к Новугороду на князя на Юрья, и не благослови его Петр митрополит. Князь же стояв Володимери 3 недели и рать распусти, и вьзвратишася кождо въ свояси».

Comments are closed