Храм святой Софии

Известно, что согласно константинопольскому преданию храм святой Софии находился под особым покровительством архангела Михаила, который чудесным образом являлся во время его строительства. Огромный мозаичный образ Архистратига был помещен при входе в Софию. Освящая тверской кафедральный храм в «Михайлов день», тверичи как бы следовали примеру греков и передавали свой кафедральный собор под покровительство предводителя небесных сил.

Однако о многом говорит и само посвящение нового тверского собора. Он был одноименен Спасскому собору в Переяславле-Залесском, и это обстоятельство, конечно, не случайно. Прежний тверской собор был посвящен Козьме и Дамиану. Новое посвящение было обусловлено борьбой за владимиро-суздальское наследие. Особо отразилась в нем переяславская тема. Именно переяславские князья были после 1238 г. главными претендентами и основными обладателями великого княжения Владимирского. Возводя у себя собор, одноименный переяславскому, тверские правители заявляли о своем новом политическом значении.

Постройка Спасо-Преображенского собора способствовала подъему тверской культуры. Здесь, при дворе владыки, началось местное летописание, которое позднее переросло в великокняжеское и общерусское.

Собор Спаса Преображения стал главным, но далеко не единственным источником христианского благочестия в Твери. В городе существовало необычайно много монастырей. Главный из них — Отрочь монастырь. Он был основан на левом берегу Волги близ устья Тверцы во второй половине XIII в. Основателем и ктитором обители являлся князь Ярослав Ярославнч Тверской. Собор монастыря был посвящен Успению Божией Матери. Название «Отрочь» является своего рода загадкой. Существуют различные объяснения его этимологии. Наиболее вероятное из них связывает слово «Отрочь» с образом. Трех Отроков из библейской Книги Даниила. Этот ветхозаветный сюжет был необычайно популярен уже в домонгольской Руси. Их изображения трижды (1) встречаются в Древнейших росписях Софийского собора в Киеве: в центральном нефе на первом северо-восточном столбе от иконостаса в нижнем регистре; с северной стороны хоров на западной стене — те же отроки, но уже «в пещи огненной»; в Георгиевском приделе, посвященном небесному покровителю строителя собора и заказчика росписей князя Ярослава Мудрого.

Comments are closed