Запись об основании Спасского монастыря

Стремясь восстановить у себя архимандритию, спасские монахи вносят в Свод 1389-1392 гг, историческую справку, обосновывающую их права на эту привилегию. Отсюда и довольно необычное в своей откровенности объяснение причины, по которой Иван Калита перенес архимандритию в Спасский монастырь («.,. хотя всегда в дозоре видетию»), и упоминание о «правнучатах» Калиты (то есть сыновьях Дмитрия Донского), которым надлежит следовать заветам своего благочестивого прадеда.

В стилистическом отношении запись об основании Спасского монастыря в том виде, в каком она вышла из-под пера создателя Свода 1389-1392 гг., несет на себе явный отпечаток киево-печерской литературной традиции. Так, например, создатель «Жития Феодосия Печерского» Нестор любил отмечать случаи выдвижения печерских иноков на епископские кафедры. Такие факты украшали историю монастыря, повышали его престиж. Так же рассуждал и книжник XIV в., писавший о Спасском монастыре. Сходство в выражениях позволяет говорить о прямом заимствовании московских летописцев из сюжета о поставлении ростовского епископа Исайи в житии Феодосия.

Другой фрагмент жития Феодосия повествует о карьере инока Стефана. Поначалу он был зкклесиархом в Киево-Печерском монастыре. -«Послеже же игумену сущу того манастыря по съмрьти блаже- нааго Феодосия, таче по томь епискупу в Вол од ими рьскуто оболость».

Сходство двух произведений прослеживается и в изображении благочестивого князя, покровителя монастыря. В житии Феодосия князь Изяслав Ярославич описан так: «Боголюбивый же кънязь Изя- слав, иже поистине бе тепл на веру. сь любъвь имея,,, не просту к отцу нашему Феодосию, н часто приходя к нему, и духовьныих тех словес насыщался от него»71. В записи о Спасском монастыре находим весьма сходные выражения: князь вели кии Иван, боголюбив сын. и теплее сын верою». Несколько выше говориться о его любви к обители:  и възлюби манастырет, паче инех манастырев, и часто прихожаше в онь молитвы ради.

Все эти параллели позволяют думать, что автором записи об основании Спасского монастыря (точнее, ее второй части, посвященной игумену Ивану и переносу архимандритии) был некий киевлянин из свиты митрополита Киприана, поселившийся в придворном Спасском монастыре. В этой связи уместно вспомнить, что именно митрополит чий протодьякон Арсений, возведенный Киприаном в 1392 г. на тверскую епископскую кафедру, был инициатором создания «Арсениев- ской редакции» Киево-Печерского патерика, включавшей и «Житие Феодосия Печерского».

Comments are closed