Заслуги Петра I

Заслуги Петра I заключаются в том, что он смог стать на уровень задач своего времени и возглавить решение этих задач. Его экономические взгляды, нашедшие свое претворение в конкретной экономической деятельности, явились дальнейшим продолжением, развитием и наиболее завершенным выражением основных идей русской экономической мысли XVII века. Источником, определившим сущность экономических взглядов и принципов экономической политики Петра I, был не насыщенный модными в то время «идеями меркантилизма воздух Западной Европы», как это пытались изобразить Богословский, Милюков и прочие, а конкретная русская действительность с ее насущными требованиями и задачами. Осознание этих задач и поиски путей их разрешения определяли самостоятельный, творческий, а не заимствованный и подражательный характер русской экономической мысли того времени.

Однако признание самостоятельного характера политики и экономических воззрений Петра I, так же как его предшественников и последующих русских экономистов, отнюдь не означает признания изолированности и замкнутой самобытности русской экономической мысли. Передовые люди России XVII века — Ордин-Нащокин, В. Голицын, А. Матвеев и многие другие были хорошо знакомы с политикой и идеями других стран, они не только не отрицали, а, наоборот, широко пропагандировали необходимость общения с заграницей и использования всего передового опыта других стран для развития России. Петр I наиболее широко использовал опыт более развитых стран Западной Европы. Он учился сам и заставлял учиться русских людей у заграницы всему, что могло служить разрешению национальных задач русского государства. В. И. Ленин указывал на то, что с Петра началась «европеизация» России но, сознавая отсталость России и заимствуя у передовых стран более высокие достижения науки, техники, культуры, опыта организации государственного управления, хозяйственного руководства и т. п., Петр не переносил всего этого механически в Россию. Это было не слепое подражание, не копирование чужих образцов, а критическое восприятие опыта других стран в применении к конкретным условиям русской действительности. Этому критическому восприятию Петр учил своих подчиненных. Требуя от них тщательного наблюдения и изучения опыта, практики, законодательства, теорий и учений других стран, он обращал их внимание на нецелесообразность применения тех чужих образцов, которые для России «неудобны или с ситуацией сего государства (т. е. русского.— Е. С.) несходны».

Comments are closed