Борис Орлов: Безопасность России – внутренняя и внешняя

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ РОССИИ

Тема 6. Безопасность – внутренняя и внешняя

Тезисы для дискуссии – июль 2005 года

I. Как при рассмотрении всех других тем главный критерий для социал-демократов это человек, обеспечение его свободы, его человеческого достоинства, его материального благополучия. Эти три условия социал-демократы рассматривают в их тесной взаимосвязи. В условиях тоталитарных и авторитарных режимов правители устанавливают жесткий порядок, ограничивающий деятельность криминальных элементов. Но при том человек лишен свободы самовыражения. Вот почему и в этом вопросе социал-демократы полагают, что наилучший способ обеспечения безопасности – это демократия.

II. Главное преимущество демократии социал-демократы усматривают в том, что демократические механизмы позволяют держать под контролем общества деятельность организаций, призванных обеспечивать внутреннюю безопасность граждан. Если этого не происходит, то тогда имеет место грубый произвол органов внутренней безопасности. Массовое избиение органами милиции молодых граждан в Благовещенске, других местах России – наглядное подтверждение такого произвола.

III. Механизмы демократии позволяют в полной мере выявлять степень внешних угроз, выделять средства на обеспечение надежной обороны. В условиях демократии отсутствует узкое идеологическое обоснование внешней политики, как то имело в период властвования большевиков, когда под лозунгом распространения в мире коммунистического влияния и одновременно при сотворении мифа об угрозе со стороны империализма основные средства тратились на гонку вооружения. После распада СССР оказалось, что с Соединенными Штатами можно устанавливать партнерские отношения. А это значит, что огромные усилия людей и огромные средства в минувшие десятилетия были потрачены по существу впустую. Если бы они пошли на социальные нужды, могла бы быть совершенно иной судьба социализма, степень его привлекательности.

IV. Так сложилось исторически, что после развала СССР и провозглашения суверенной демократической России в руководстве страны оказались люди, тесно связанные с органами безопасности, армией, военно-промышленным комплексом. Они и продолжают задавать тон при формировании внешней и оборонной политики. На нужды здравоохранения, образования, науки, культуры выделяется государственных средств в несколько раз меньше чем на так называемые силовые структуры. В результате правящие круги совершают всю ту же стратегическую ошибку, что и большевики. С той лишь разницей, что общество находится в крайне ослабленном состоянии и нуждается в энергичных усилиях для физического, культурного, духовного возрождения.

V. Социал-демократы учитывают принципиально новые моменты при рассмотрении вопросов безопасности. Это – появление смертоносного оружия, способного при его применении многократно уничтожить все живое на Земле. Это появление международного терроризма, при борьбе с которым размываются границы между внутренней и внешней безопасностью. Старые, традиционные геополитические подходы в мировой политике утрачивают свою действенность. В ходе развития человечество бросило самому себе вызов, на который по сей день не находит убедительного ответа.

VI. Социал-демократы, представляя собой самое распространенное международное движение, выход из создавшегося положения видит в резком сокращении гонки вооружения, в действенном контроле над оружием массового уничтожения, в создании надежных международных механизмов для устранения очагов напряженности, возникающих в различных точках планеты. Уже многие годы Социалистический Интернационал обращается с призывами к странам и народам предпринять решительные шаги в этом направлении. При этом они особое внимание уделяют увеличивающемуся разрыву между уровнем бедных и богатых стран, в этом они видят одну из главных причин нарастающей международной напряженности, взрыва новых этических и религиозных конфликтов.

VII. Социал-демократы убедились в том, что характер отношений между странами принципиально меняется, когда в них устанавливается демократическая форма правления. Ныне невозможно представить возникновение военных конфликтов между Соединенными Штатами и странами Европы, хотя между ними возникли серьезные разногласия в связи с началом военных действий США в Ираке. Вот уже более полувека не ведутся боевые действия между странами Европы. Наличие в них демократической формы правления является главной предпосылкой успешного процесса интеграции. А ведь вся предыдущая история Европы – это история войн, кровавых столкновений.

VIII. Нынешнее руководство России ведет себя с точностью наоборот. У него осложненные отношения со странами, которые развиваются в демократическом направлении (страны Балтии, Украина, Грузия), и тесные отношения со странами, в которых существуют авторитарные режимы (Белоруссия, Узбекистан, Туркмения). В основе такой политики убежденность в том, что современная Россия должна продолжать имперские традиции, сложившиеся в царской России и сохранившиеся при большевиках. По мнению нынешних руководителей страны, величие России заключается в усилении ее боевой мощи, в жестком централизаторском управлении, в возрождении религиозно-патриотических настроений.

IX. Такая политика истощает и без того ослабевший культурно-образовательно-научный потенциал страны, не позволяет направлять главные ресурсы на подъем благосостояния людей, пытается оживить «имперскую идею», от которой в других странах уже давно отказались.

Х. Проводя такую политику, правящие круги все время ссылаются на необходимость усиления борьбы с международным терроризмом, превращая его в своего рода “страшилку для народа”, не объясняя толком, что такое международный терроризм, каковы причины его возникновения и какими методами с ним следует бороться. Более того, под предлогом борьбы с терроризмом подавляются и без того слабые права и свободы людей, страна превращается в полигон, на котором бесконтрольно и беззаконно ведут себя силовые структуры.

XI. Российские социал-демократы хотят видеть страну сильной, процветающей, вызывающей своими действиями уважение во всем мире. Основное средство для этого – углубление демократии внутри страны, развитие отношений с демократическими странами во всех частях света, и прежде всего в Европе. Чем больше Россия будет окружена демократическими странами, тем больше предпосылок для ее внутренней и внешней безопасности.

XII. Для этого прежде всего необходимо отказаться от имперских амбиций и ясно осознавать, что в случае возникновения военной угрозы со стороны авторитарно или тоталитарно управляемых стран, России придется действовать в тесном союзе с демократическими странами мира, и прежде всего со странами, входящими в демократический блок НАТО. Точно также как в свое время Советскому Союзу пришлось вступать в тесный союз со странами Запада в борьбе против нацистской Германии. В этой связи социал-демократы призывают российских политиков руководствоваться не узкогеополитическими намерениями, замешанными на имперских амбициях, а стратегическими соображениями, обусловленными спецификой современных процессов глобализации.

Борис Орлов,
член Политсовета СДПР,
участник социал-демократического движения в России с 1989 года,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИНИОН РАН.

Comments are closed